Р.П.Конюшая

 

 

 

 

«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
 — ПЕРВЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ

Учение научного коммунизма возникло бо­лее ста лет назад. Оно было создано гениальными учеными и борцами за дело рабочего класса Карлом Марксом и Фридрихом Энгель­сом. Человечество будет вечно помнить их имена.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в городе Трире, в Рейнской области Германии. Его отец, адвокат по профессии, рано заметил ред­костные способности сына и постарался дать ему разностороннее образование.

Уже в гимназические годы Маркс приучал себя к самостоятельной работе и систематическому чтению. На выпускном экзамене в сочи­нении он писал то, что было выношено в душе, родилось в спорах со школьными друзьями, в разговорах с отцом: «Если мы избрали про­фессию, в рамках которой мы больше всего мо­жем трудиться для человечества, то мы не сог­немся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех...»

Маркс учился на юридическом факультете Боннского, а затем Берлинского университета. За исследование по греческой философии ему была присвоена степень доктора философии. С юности жизнь Маркса была заполнена напря­женным трудом, непрерывными исканиями, вдохновенной и бесстрашной работой мысли. В 1842 г. 24-летний Маркс стал редактором демо­кратической «Рейнской газеты», выходившей в городе Кёльне. В статьях он смело выступал против феодальных порядков в Пруссии, про­тив крупных собственников. Уже в то время он выдвинул идею уничтожения частной соб­ственности путем революции и говорил о необ­ходимости создания коммунистического обще­ства. После того как прусское правительст­во закрыло газету, отстаивавшую интересы угнетенных, Маркс вынужден был покинуть Пруссию.

В конце 1843 г. вместе с женой Женни, пре­даннейшим другом и помощником, Маркс поселился в Париже. Здесь окончательно сложились его коммунистические взгляды. Маркс пришел к выводу, что нужно уничтожить частную соб­ственность на фабрики, заводы, землю и передать их обществу. Он доказал, что для создания коммунистического общества необходима про­летарская революция. Только рабочий класс сможет свергнуть власть буржуазии и освобо­дить от порабощения всех трудящихся.

Здесь же, в Париже, в конце августа 1844г. произошла вторая встреча Маркса и Энгельса (первое их свидание в 1842 г. в Кёльне было очень кратким). И с тех пор началась дружба этих двух гениальных людей.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в городе Бармене, Рейнской области, в семье фабриканта. Еще до окончания гимназии Фрид­рих по настоянию отца начал служить в торговой конторе. Хотя служба в конторе отрывала от занятий, Энгельс в результате упорного самоотверженного труда уже в молодые годы овла­дел обширными знаниями.

Нищета, голод, болезни, царившие среди рабочих на родине Энгельса — в долине реки Вуппер (приток Рейна) с ее многочисленными красильнями, прядильными и ткацкими фабриками, рано пробудили в его душе глубокое сочувствие к трудовому народу и ненависть к эксплуататорам.

С конца 1842 г. по август 1844 г. Энгельс жил в Англии — самой развитой промышленной стране того времени — и изучал положе­ние английского рабочего класса. Независимо от Маркса он пришел к выводу, что пролетариат способен на самую решительную борьбу за свое освобождение, что на смену капиталистическому строю придет новый обще­ственный порядок — социализм.  Великая рево­люционная наука названа именем Маркса — марксизмом. Но с именем Маркса неразрывно cвязано и имя его неизменного соратника Эн­гельса. Ленин писал: «... нельзя понять марк­сизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса».

Маркс и Энгельс не жалели сил для создания партии пролетариата. С середины 40-х годов они установили связи с существовавшими тогда в разных странах рабочими и демократиче­скими организациями. В 1847 г. члены тайного рабочего общества в Париже «Союза справедли­вых» предложили Марксу и Энгельсу вступить в их ряды. Члены этой организации еще не зна­ли путей борьбы с капитализмом, их девизом были слова: «Все люди — братья!», а действо­вали они заговорщическими методами. Маркс и Энгельс возглавили перестройку «Союза».


В июне 1847 г. на созванном в Лондоне конгрессе «Союз справедливых» был переимено­ван в «Союз коммунистов». Девизом его стал лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяй­тесь!», было признано, что цель организации— свержение буржуазии, установление господства рабочего класса и основание нового, бесклассо­вого общества. «Союз коммунистов» представлял собой зародыш коммунистической партии.

Второй конгресс «Союза коммунистов» в конце 1847 г. поручил Марксу и Энгельсу составить программу «Союза». Такой програм­мой стало их бессмертное произведение «Манифест Коммунистической партии», в котором они изложили основные взгляды, цели и задачи новой пролетарской организации.

«Манифест Коммунистической партии» вы­шел в свет в конце февраля 1848 г. в Лондоне. Это событие совпало с началом революции, охватившей сначала Францию, а за ней и дру­гие европейские страны. Вскоре «Манифест» был переведен с немецкого языка на французский, польский,  итальянский, дат­ский, фламандский, шведский. На русский язык «Манифест» впервые был переведен в 1869 г. В 1882 г. он вышел в переводе Г. В. Плеханова. «Манифест» издавался более тысячи раз на многих десятках языков мира.  Все коммунисты, все люди, стремящиеся усво­ить коммунистические взгляды, читают и перечитывают «Манифест».

Текст знаменитого документа, когда он был опубликован впервые, составил 23 страницы. Но «эта небольшая книжечка,—писал В. И. Ле­нин,— стоит целых томов: духом ее живет и дви­жется до сих пор весь организованный и борю­щийся пролетариат цивилизованного мира».

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс глубоко и ярко, последовательно и систематично изложили учение науч­ного коммунизма.

Не случайно это учение возникло в 40-х годах XIX в., когда в передовых странах Европы вырос пролетариат и начал подниматься на борьбу против жестокой эксплуатации, без­работицы и нищеты, на которые обрекал его капиталистический строй. У рабочих постепенно возникала потребность понять свои коренные интересы, цели и пути борьбы с капиталистами.

В то время было немало мечтателей, считав­ших, что достаточно убедить королей и богачей капиталистов в несправедливости существую­щего строя, и они помогут создать на земле благополучие для всех. Так полагал, например, утопист Фурье. Он и другие социалисты-утописты рисовали картины прекрасного будущего человечества, когда все люди будут равны, когда исчезнут угнетение и нужда. За­щитники капитализма возражали им: социализм — это сказка, пустая выдумка; капита­лизм вечно будет существовать на земле. Со­циалисты-утописты не могли доказать, что со­циализм неизбежно придет на смену капита­лизму, не знали, каким путем добиться победы социализма.

Маркс и Энгельс впервые научно доказа­ли, что социализм и его высшая стадия — коммунизм не выдумка мечтателей, а неизбеж­ный результат развития человеческого общества. Маркс и Энгельс показали, что не благожела­тельные попытки отдельных личностей, а клас­совая борьба организованного пролетариата избавят человечество от гнетущих его бедствий и приведут к торжеству коммунизма.

Те выводы, к которым пришли Маркс и Энгельс в «Манифесте», явились величайшим научным и революционным открытием.

Господствующие классы с ненавистью встре­тили коммунистическое учение, яростно преследовали его сторонников.

В «Манифесте» Маркс и Энгельс обосновали мысль о том, что история всех основанных на эксплуатации обществ была историей борьбы классов. В древнем мире шла борьба между рабами и рабовладельцами; при феодализме — между помещиками-феодалами и крепостными крестьянами. Когда феодальный строй превра­тился в тормоз, в оковы для развития торговли и производства, он был уничтожен буржуаз­ными революциями. Так в наиболее развитых в промышленном отношении странах устано­вился капиталистический строй. При капита­лизме классовые противоречия еще больше обострились, общество раскололось на два враждебных лагеря, на два основных класса — буржуазию и пролетариат.

В период капитализма произошло невидан­ное до того развитие техники и производства. Появились машины в промышленности и на транспорте, стали применять силу пара, были проложены железные дороги, создан электри­ческий телеграф. Однако капиталистическое производство, как было доказано в «Манифесте», таит в себе неразрешимые противоречия.

В погоне за наживой каждый капиталист стремится произвести как можно больше товаров и в то же время снизить заработную плату рабочим. Периодически возникают опустоши­тельные кризисы перепроизводства. Во время кризисов товаров много, но широкие массы населения не в состоянии их покупать. Товары залеживаются на складах, фабрики и заводы останавливаются, рабочих выбрасывают на ули­цу. Капиталисты уничтожают часть произве­денных товаров, сокращают производство. Кри­зисы говорят о том, что капиталистический строй, с присущей ему бесплановостью произ­водства, с нищетой народных масс, становится препятствием, тормозом для дальнейшего раз­вития общества. Как в свое время на смену феодальному строю, мешавшему прогрессив­ному развитию общества, пришел капиталисти­ческий строй, так на смену капитализму при­ходит социализм.

Маркс и Энгельс показали обреченность ка­питалистического строя. Буржуазия породила, заявляли они, и своих могильщиков — рабо­чих. С развитием капитализма пролетариат сплачивается и крепнет в борьбе с эксплуата­торами.

Революционным путем пролетариат уничто­жит капиталистический строй и установит свою власть — диктатуру пролетариата. Если при прежних революциях один класс эксплуатато­ров заменялся другим, одна форма эксплуатации другой, то при победе пролетарской рево­люции уничтожается всякая эксплуатация человека человеком. Диктатура пролетариата необходима для закрепления завоеваний ре­волюции, для построения социалистического общества.

Буржуазия использует свое государство и его органы — армию, полицию, суд и т. д.— в качестве основного средства для поддержания своего господства над трудящимися. Диктатура пролетариата нужна для того, чтобы подавить не­избежное, яростное сопротивление своей буржу­азии, а также отбить натиск буржуазии других государств. Диктатура пролетариата сплотит вокруг рабочего класса все трудящееся насе­ление, главным образом крестьянство, пере­воспитает его, направит его жизнь по социалистическому пути.

В своем развитии коммунистическое обще­ство проходит две фазы (ступени): первую, низшую — социализм и вторую, высшую — коммунизм. При социализме и коммунизме общественный строй основан на обществен­ной собственности на средства производства. Они различаются между собой степенью зре­лости коммунистических отношений. При социализме сохраняются различия между рабо­чим классом и крестьянством, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, распределение продуктов осуществляется по труду. В коммунистическом общест­ве не будет классов, откроется безграничный простор для развития производства, техни­ки, науки, искусства. Труд из обязанности станет первой жизненной потребностью лю­дей. Огромные общественные богатства да­дут возможность осуществить распределение по потребностям, удовлетворять материальные и культурные потребности как всего общества, так и отдельной личности.

В «Манифесте» раскрывается роль Коммунис­тической партии в борьбе за победу пролетариа­та. У коммунистов нет интересов, отличных от интересов пролетариата. Коммунисты— наибо­лее сознательные, активные и энергичные пред­ставители рабочего класса. Они побуждают к революционному действию остальную массу трудящихся. Коммунистическая партия — пе­редовой отряд рабочего класса. Без своей пар­тии рабочий класс не сможет добиться освобож­дения, установить свою власть и построить коммунистическое общество.

«Манифест Коммунистической партии» за­канчивается призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этим призывом была выражена великая идея международной пролетарской солидарности. Во всех странах, разъ­ясняли вожди пролетариата, классовые инте­ресы рабочих одни и те же, один и тот же у них и классовый враг — буржуазия. Поэтому и бо­роться рабочим нужно сообща; они должны про­тивопоставить буржуазии братский союз рабо­чих всех наций, всех стран.

В 1848 г. лишь немногие передовые рабочие откликнулись на этот призыв Маркса и Энгельса. Но шли годы. Учение Маркса и Энгель­са приобретало все больше и больше приверженцев. Через сорок два года после появления «Манифеста», когда Маркса уже не было в жи­вых, Энгельс смог написать: «Манифест» стал «самым распространенным, самым между­народным произведением всей социалистиче­ской литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии...»

Энгельс написал эти слова 1 мая 1890 г., когда миллионы рабочих впервые отмечали праздник международной пролетарской соли­дарности. Под красными знаменами, на которых были начертаны слова: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», они демонстрировали решимость бороться за свои права, за победу социализма. Энгельс в эти дни работал в Лондоне над предисловием к новому изданию «Ма­нифеста». С трибуны в Гайд-парке он наблю­дал, как двигались колонны демонстрантов. Мысленно он обратился к своему великому другу: «О, если бы Маркс был теперь рядом со мной, чтобы видеть это собственными глазами!..»

 Учение   Маркса и Энгельса  получило  даль­нейшее    развитие   в     гениальных    трудах

В. И. Ле­нина. Подлинным триумфом марксистско-ле­нинского учения стала победа Великой Октябрь­ской социалистической революции в России, и затем победа социалистических революций в ряде других стран.

Марксизм-ленинизм — великое учение, пре­образующее мир, претворяющее в действитель­ность вековые стремления многих поколений людей к счастливой жизни, к миру на земле.